Главная › Новости › Школьные будни
Школьные будни
Юные ораторы
07.02.2017 337 0.0 0

 

Начиная с 2014-2015 учебного года в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым функционировал курс «Юный журналист» (руководитель Танашевич А.А.). Социальная значимость курса заключалась в том, что благодаря занятиям учащиеся научились работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научились контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобрели навыки контроля над собой, стали более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысили общий уровень культуры. Занятия проводились в различных формах: лекция, беседа, свободная творческая дискуссия, выполнение творческих заданий, выпуск стенных школьных газет, подготовка статей для публикации в газетах.

Задачи изучения курса в течение двух учебных лет (2014-2015 и 2015-2016) были полностью выполнены, так как учащиеся:

  • расширили речевой опыт в разных речевых сферах;
  • овладели конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
  • развили умение устного и письменного выступления;
  • развили творческие способности;
  • сформировали навыки работы с информацией;
  • провели работу по формированию мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности.

Плодотворная работа курса «Юный журналист» была представлена в интернет-газете Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым «Школяндия». Ребятам очень понравилось работать над публикациями в жанре интервью, заметки, эссе и, конечно, фото- и видеорепортажей, активисты принимали участие и в районных мероприятиях.

В 2016-2017 учебном году курс «Юный журналист» претерпел изменения в связи с возрастными потребностями его активных участников. Юные журналисты перешли в старшее звено школы, будущие выпускники стали задумываться над выбором профессии. При обсуждении отличительных особенностей профессий участники вместе с руководителем курса пришли к выводам, что важным качеством любой сферы деятельности является ораторское мастерство. Таким образом, возникла необходимость составить программу, которая может удовлетворить потребности ребят, серьезно задумывающихся над выбором своего дальнейшего пути в жизни.

Возрождение риторики как теоретической и учебной дисциплины, начавшееся во второй половине прошлого ве­ка, в России привело к разработке отечественной теории сов­ременной риторики и её становлению в качестве вузовского и школьного предмета на рубеже ХХ и ХХI вв. Риторика в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и са­моконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обуче­ния риторике на качественно новый, значительно более вы­сокий уровень.

На завершающих этапах школьной гуманитарной под­готовки риторика может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подгото­виться к будущей профессиональной деятельности или про­должению образования в вузе.

Курс современной риторики даёт возможность учащим­ся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­торика — единственная дисциплина, изучение которой по­зволяет познать законы порождения словесных произведе­ний и воплотить эти знания на практике, используя ритори­ческие техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.

Основной цель курса «Риторика» является предоставление учащимся современного риторического образования. Её основные задачи:

  • приобщить учеников к истории отечественной ритори­ческой культуры, включить каждого из них в русло отечест­венной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культур­ного и свободного слова;
  • помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жан­ров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для ус­пешной социализации компетенции.

Программа предполагает:

  • предоставление учащимся основ знаний о речевом обще­нии, принципах его совершенствования, причинах и призна­ках успеха или неудачи;
  • освоение учащимися методов и способов работы над сво­ей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
  • формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и спосо­бами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.

Приятно отметить, что у слушателей курса уже есть успехи: ребята активно принимают участие в различных мероприятиях, демонстрируя грамотность выступления, умеют точно и лаконично аргументировать свою позицию в определенной ситуации, выслушав при этом собеседника.

С уверенностью можно сказать, что слушатели курса «Риторика» МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» являются не просто одаренными детьми, интересующимися своим развитием, но и частью общества, которое активно применяет полученные знания на практике, что способствует общему повышению культурного уровня подростков.

 

Руководитель курса «Риторика»

МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района

Республики Крым

Танашевич А.А.

 


Комментарии (0)
avatar